ВОДА И МОЛОКО

(Фламандская сказка)

А. Э. Петросян

Лето выдалось очень жарким. Во всей долине не выпало ни капли дождя. Реки и ручейки пересохли. Источники провалились сквозь землю. Пришла изнуряющая сушь.

Лис взял свою трубку и вышел наружу – посидеть под деревом, покурить и обдумать положение дел. Не успел он как следует затянуться – к нему подошла Коза, разодетая, как на праздник.

-Доброе утро, сестра, – вкрадчивым голосом поздоровался Лис. – Ты сегодня прекрасно выглядишь.

– Спасибо, сосед, – понуро ответила Коза. – Мне надо теперь держать себя в тонусе: много забот. Ума не приложу, что делать с водой. Все запасы мы уже прикончили, и, если ничего не соображу, детки помрут от жажды.

– Сказать по правде, сестра, – озабоченно произнес Лис, – голова моя забита тем же. Во рту нет даже слюны, язык прилип к небу. Курю и то без удовольствия. Давай-ка вместе поищем воду. Четыре глаза лучше, чем два.

– Ладно, сосед, – согласно кивнула Коза. – Что нам еще остается?

Полдня Коза с Лисом ходили по окрестностям, высматривая хоть какие-то следы воды. Ничего. И вдруг Коза издала радостный крик. Подбежавший к ней Лис онемел от счастья. Перед ним был глубокий колодец.

– Мы спасены, сестра, – воскликнул Лис. – Бог не оставил нас.

– Оно-то так, – задумчиво протянула Коза, – Но разве ты не видишь, где вода? Как мы доберемся до нее?

– Оставь это мне, сестра, – хитро улыбнулся Лис. – Я в этом деле собаку съел. – И добавил: Нужно всего-то усесться в ведро и как можно осторожнее спуститься на дно. Я пойду первым –покажу тебе дорогу.

– Будь по-твоему, – сказала Коза, – надеюсь, ты знаешь, что делаешь.

Лис полез в ведро и под собственной тяжестью направился вниз, поднимая пустое ведро на другом конце каната. Добравшись до воды, он начал жадно лакать ее. Ему казалось, что ничего вкуснее пить не доводилось. Он не мог остановиться, пока вода не стала идти обратно из горла.

– Ну что, сосед, хороша водичка? – спросила Коза, приплясывая от нетерпения.

– Чистый нектар, – утомленно пропел Лис. – Тебе не хочется составить мне компанию? Прыгай скорее.

Коза с опаской подошла к ведру. Но жажда оказалась сильнее, и она сделала так, как велел Лис. Коза спускалась, а тот поднимался. В середине пути они встретились, и Коза спросила с недоумением:

– Как же так, сосед? Ты говорил о компании, а сам бросаешь меня?

– Ах, моя дорогая, – выдохнул Лис с озорной ухмылкой, – Так устроен мир. Кто-то идет вниз, а кто-то – вверх. Уверен, вода тебе понравится.

Не успела Коза по-настоящему разозлиться на Лиса, как услышала завораживающий плеск воды.

– Да бог с ним, – подумала Коза. – Он никогда не внушал мне доверия. Сейчас главное – напиться, а потом – придумать, как напоить козлят. Все остальное как-нибудь сладится.

Долго Коза не могла оторваться от воды, каждый раз пытаясь сделать еще глоток. И только когда Коза утолила жажду, до нее дошло, что она не имеет понятия, как выбраться оттуда. И начала Коза причитать и оплакивать себя и своих козлятушек. Она кляла судьбу и дрожала от холода, пока не заметила в проеме колодца Крестьянина.

– Вот он, мой спаситель! – обрадовалась Коза. – Уж он-то не даст мне откинуть копыта в этой промозглой тьме.

Крестьянин начал деловито орудовать ручкой, и через пару мгновений Коза оказалась на поверхности. Она собралась было выпрыгнуть из ведра, но тот крепко схватил ее за рога.

– Куда? – завопил Крестьянин. – Такая ладная – и бежать? Не знаю, много ли от тебя будет молока, но какая-никакая прибавка. Да и другим козам веселее станет.

– Вот тебе и спасение! – удрученно проблеяла Коза. – Одно заточение сменю на другое. А про козлятушек придется забыть. Они останутся сиротами, если выживут…

Да, – пробормотала Коза, очнувшись после минутного забытья, – кому вверх, а кому – обратно. Так устроен мир. Но каждый сам выбирает себе роль. Сосед знал, как подняться. Да и я пошла вниз сама, пусть и под гнетом жажды. А спаситель?.. У него свой расчет: молоко. Хотя в судный день в красках распишет, как вернул к жизни бедную Козу.

Добавить комментарий