О ПЛАМЕННОМ ЮНОШЕ, СВЕТЛЫХ ИДЕАЛАХ И СЧАСТЬЕ

(Притча)

А. Э. Петросян

Жил на свете пламенный Юноша. Он воспитывался правильно и потому верил в светлые идеалы. Он не хотел разменивать себя на мелочи. Единственное, что его по-настоящему вдохновляло – это всеобщее счастье. За него он готов был сражаться не на жизнь, а на смерть. И, когда его позвали в армию, которая, по словам агитаторов, должна была установить мир во всем мире, Юноша, не задумываясь, вступил в нее. Он вознесся на седьмое небо от ощущения того, что стал частичкой великого дела.

Однако реальная война – совсем не такая, как ее рисуют в романтических книгах. Столкнувшись с ней лицом к лицу, Юноша не то чтобы разочаровался, но начал задумываться о цене, которую приходится платить за непомерно большие идеалы. В конце концов он пришел к выводу, что всеобщее счастье – довольно глупая затея. Ибо, когда за мир во всем мире сражаются все против всех, места для мира уже не остается. «Отныне я воюю только за свою страну. – решил Юноша. – Не хочу ни на кого нападать, но защищать ее – моя святая обязанность».

Случилось так, что Юношу вместе с подразделением, в котором он служил, отправили на выполнение задачи вдали от родины, толком не объяснив, против кого и за что придется воевать. Бои были жаркие. Отряд Юноши попал в окружение, и у тех, кто выжил, не было иного выхода, как сдаться. Так он оказался в плену, где оставался долгое время. Командование о нем забыло, а может, попросту «списало» его. Поняв это, Юноша решился на побег. Ему повезло, и, несмотря на тяготы и расстояния, он ухитрился вернуться домой. Разумеется, его не поблагодарили за службу, и никто не извинился перед ним за то, что бросили. Мало того, ему стали чинить препятствия, когда он изъявил желание снова встать в строй.

Наперекор всему, Юноша добился своего. Но в его в душе поселился червь сомнения. «Какая неблагодарная страна! – воскликнул Юноша неслышимым шепотом. – Кто после такого захочет умирать за нее? Отныне я сражаюсь только за знамя полка».

Но, видимо, Юноша не выпил до дна предназначенную ему чашу. Во время одной из боевых операций, в которой участвовало его подразделение, он проявил настоящий героизм и даже спас жизни нескольких товарищей. Все в полку только и говорили об его отваге. Однако, когда объявили о награждении отличившихся, Юноши в списках не оказалось. На нем не было лица. И не потому, что ему хотелось медальки на грудь. Он воспринял это как неуважение к его труду и преданности. «Какое к черту знамя полка! – грустно усмехнулся Юноша. – Только те, кто сражается рядом с тобой, знают тебе цену. Отныне я воюю только за них».

Армия есть армия, и вскоре небольшую группу из бойцов, с которыми Юноша, казалось бы, съел пуд соли, отправили на диверсионную вылазку. Но задание было провалено. Один из них оказался предателем, и остальные попали под шквальный огонь и еле унесли ноги. Это добило Юношу. «Нельзя доверять никому, – с упавшим сердцем сказал себе он. – Бывают ли настоящие друзья?.. Не лучше ли вовсе обходиться без них? Отныне я воюю только за себя». И, разуверившийся в своих идеалах, Юноша оставил службу.

Прошло несколько лет. Юноша превратился в одинокого пьяницу. Однажды он сидел в грязной забегаловке и разговаривал сам с собой. «Несчастный! – укорял он себя, – за что ты сражался? Ты потерял большую цель, без которой нет надежды. А без надежды нет смысла жить. Что тебе остается? Переноситься – с помощью спиртного – в мир своих грез? Но это иллюзия, а иллюзорное бессмысленно. Однако в моей реальной жизни смысла не больше. Так, может, прекратить эту бессмыслицу, покончив с собой, и тем самым обрести хоть  какой-нибудь смысл?» На эти вопросы не находилось ответов. И он увяз в своих размышлениях.

Вдруг Юноша услышал знакомый голос. Он поднял голову и увидел над собой другого завсегдатая этого заведения, с которым вместе раньше приходилось выпивать. «Эй, дружище, – весело прорычал тот, – что-то ты плохо выглядишь. Тебе надо развеяться. Тут по соседству небольшое торжество, куда всех пускают. Почему бы тебе не сходить туда?»

Юноша хотел было отказаться, но ему показалось невежливым оттолкнуть того, кто проявляет о нем заботу. «Я подумаю», – кивнул он головой и снова погрузился в свои мысли. Когда Юноша опустошил бутылку, и его проблемы ощутимо потеряли в весе, он приободрился: «А почему бы не последовать совету? Хуже от этого вряд ли будет».

На вечеринке не было ничего необычного. Казалось, обо всем происходящем Юноша знал наперед. И, когда его пригласила на танец какая-то симпатичная девушка, он поймал себя на мысли, что участвует в пьесе не очень талантливого автора. Как должное было принято и то, что она сама назначила ему свидание. Он поколебался, но согласился – решил не отклоняться от сценария, заготовленного судьбой.

Однако на следующий день многое изменилось. Юноша посмотрел на девушку трезвыми глазами – и что-то щелкнуло внутри него. Они сблизились и через пару месяцев поженились. Купили себе небольшой домик и стали устраивать свой быт. А когда появились дети, Юноша вдруг обнаружил в своей жизни осязаемый смысл. Он радовался им; он работал для них; и он был готов, если надо, умереть ради них. Он верил в них и надеялся на них. Не это ли счастье?

Юноша был сбит с толку и, возможно, даже немного обескуражен. Свет, который неожиданно забрезжил над ним, казался неестественным. Он был уверен, что только великие идеалы наполняют жизнь смыслом и приносят ощущение счастья. Как же оно проникло в душу, где угасло рожденное ими пламя? Счастье ускользало, пока Юноша сражался за него, и само нашло Юношу, когда тот начал просто жить.

 

Добавить комментарий