ЦЕНА ИЛЛЮЗИИ: МОЖНО ЛИ ВЫУЧИТЬ НА РУКОВОДИТЕЛЯ?

А. Э. Петросян

2018

Многие образовательные учреждения всерьез заявляют, что они готовят политиков, руководителей или общественных деятелей. При этом даже не замечают, что такая претензия воспринимается здравым умом как неестественная или вовсе нелепая. Разумеется, хорошее образование мало кому мешает. Однако не оно формирует ядро лидерского потенциала.

При всем уважении к образованию нельзя не признать, что оно в данном случае носит вторичный, обслуживающий характер: расширяет кругозор, приобщает к культуре, углубляет знания, помогает освоить накопленный опыт, знакомит с передовыми практиками, наконец, предоставляет модельный инструментарий, который, усвоив и подработав, можно применить к собственным задачам. Однако ключевые качества, позволяющие человеку руководить другими людьми и вести их за собой, не возникают в образовательном процессе (см, напр.: Петросян А. Э. Арсенал лидерства: Видение как размытый образ // Новый менеджмент. 2010. № 7. С. 38 – 45его же. Арсенал лидерства: Механизм воодушевления // Новый менеджмент. 2010. № 9. С. 37 – 43его же. Арсенал лидерства: Олицетворение должного поведения // Новый менеджментю 2010. № 10. С. 34 – 42idem. The Armoury of Spirit (Leader Influence as Opposed to Managerial) // International Scientific Research. 2012. Vol. 4. N 1 – 2. P. 91 – 102). Они являются в значительной мере врожденными либо складываются на ранних стадиях формирования личности. Их можно раскрыть, натренировать или даже развить, но рассчитывать, что удастся привить человеку то, чего не дала ему природа, в высшей степени наивно. Это не более чем самообман.

Наглядная иллюстрация

К таким качествам относится, например, находчивость. Безусловно, она украшает всякую личность, но для политика или руководителя становится императивом, ибо позволяет легко выходить из затруднительных положений и избегать лобовых столкновений. Особенно если приходится иметь дело с теми, кто выше стоит в иерархии. Не всякий может позволить себе вступить в пререкания и тем более в открытую конфронтацию с ними, но иногда обстоятельства требуют не соглашаться и даже настаивать на своем. А как это сделать, когда и говорить нельзя, и промолчать невозможно?

Тут-то и приходит на помощь умение найти изящный и почти невидимый выход из безвыходной ситуации. Оно не просто смягчает конфликт, но даже собственные ошибки и промахи превращает в дополнительное подкрепление занятой позиции. Так, способность подхватить замечание оппонента и к месту вплести в ткань своей аргументации, при этом не возражая по существу, позволяет ловко протиснуться между Сциллой и Харибдой, накормить волков, сохранив овец. Это признак того, что политик или руководитель владеет как материалом выражаемых им мыслей, так и сложной игрой на струнах человеческой души.

Ирландский философ и политик Эдмунд Берк, который почти тридцать лет (с 1766 по 1794) входил в качестве депутата в Палату представителей британского парламента, обладал этим качеством в полной мере. Однажды во время дебатов по экономическим вопросам он подверг критике правительство лорда Норта за излишнее расточительство. И подкрепил свою аргументацию частью известного выражения Цицерона “O dii immortales! non intelligunt homines, quam magnum vectīgal sit parcimonia”* (Cicero M. T. Paradoxa ad Marcum Brutum. Parisiis, Renouard, 1746. P. 151), ставшей отдельным афоризмом. Однако озвучил его оратор по-своему: “Magnum vectĭgal est parcimonia”. Более утонченный и, по-видимому, лучше образованный премьер-министр, нутром почувствовав возможность уязвить выступающего, внятно, на весь зал произнес: «tī-gal, Берк», – уличив его в неправильном произношении латинского слова (вместо долгого звука ī краткий ĭ) и надеясь тем самым подорвать доверие к нему слушателей. По-видимому, Норт не сомневался, что выиграл партию. Каково же было его удивление, когда он услышал невозмутимый ответ оппонента.

Вместо того, чтобы смутиться и сбиться с мысли, пытаясь сгладить ошибку, Берк сам ухватился за нее, создав еще один повод, чтобы подчеркнуть стержневую идею своего выступления. «Я благодарю благородного лорда, – сказал он, – за его поправку. Она дает мне возможность повторить с еще большей силой и правомерностью эту замечательную максиму – Magnum est vectīgal parcimonia». Берк не просто оставил за собой последнее слово, но и показал, что придирка к нему совершенно ничтожна по сравнению с его критикой в адрес правительства. И на этом фоне фигура премьер-министра стала выглядеть настолько мелкой и жалкой, что тот, наверно, в душе горько сожалел о своем выпаде.

Образованность и профессионализм

Можно ли научить человека проявлять такую находчивость в критические моменты и в стрессовых условиях?

Очевидно, нет. Понудить студента прочитать всего Цицерона? – да. Заставить его вызубрить крылатые выражения, рассыпанные по классическим сочинениям? – тоже. Нетрудно и подсказать ему, по какому поводу и в каких ситуациях было бы уместно воспользоваться тем или иным афоризмом. Но способность точно реагировать экспромтом на болезненный укол и превращать маячащее на горизонте поражение в собственную победу сидит в самом человеке – еще до того, как он приходит осваивать какую-то профессию. И ее наличие мало зависит от образования.

Чтобы убедиться в этом, не надо ходить очень далеко. Из относительно недавних примеров сразу же на память приходит В. С. Черномырдин, который прославил себя образцовой находчивостью. При всем желании его невозможно причислить к высокообразованным людям. Тем не менее, он прошел весь путь от низового руководителя до премьер-министра. И в этом одну из ключевых ролей сыграло его умение метко и сочно характеризовать ситуацию и доступно и ясно формулировать пути выхода из нее. Вспомним его знаменитые фразы: «Если у кого что чешется, пусть почешет в другом месте» – или: «Никогда такого не было… и вот опять». На первый взгляд, они не кажутся эталоном остроумия и даже, по мнению многих, граничат с косноязычием. Однако именно в этом ярче всего проявляется его природная находчивость. Тут нет блеска образованности и начитанности, отточенной натренированности и ораторского мастерства. Зато есть быстрый, живой и цепкий ум, который сразу же ухватывает гвоздь вопроса и незамедлительно наносит удар по шляпке.

У Черномырдина, как и у Берка, была постоянная готовность метко, емко и действенно реагировать на неожиданные и рискованные вызовы. Но не потому, что у него имелся огромный запас красивых штампов, которые оставалось только встроить в разговор в подходящих случаях и в нужных местах. Это удел людей образованных, считающих, что лучший экспромт – «домашняя заготовка». Что же касается тех, кто находчив от природы и не столько потребляет готовые формулы, сколько создает их по мере надобности, то они сами не имеют отчетливого представления о том, что именно скажут и как поступят в следующую минуту. И косноязычие Черномырдина – прямое следствие этой неопределенности, творческого хаоса, в котором рождается идея. В отличие от других, более образованных людей, которые отчасти сглаживают «языковые схватки» усвоенными штампами, муки рождения в головах спонтанных остроумцев протекают более обнаженно, на виду у всех. Вышколенные люди в момент словесного оформления оригинальной мысли испытывают такие же затруднения, но их творческое «косноязычие» прикрывается фиговыми листочками образованности.

Непонимание этого приводит часто к неверным и практически вредным выводам о том, что образование для профессионала важнее личных способностей и наклонностей. Так, один из авторов, ссылавшихся на примечательный обмен репликами между Нортом и Берком в британском парламенте, как ни странно, видел в нем не столько торжество находчивости над образованной мелочностью и недальновидностью, сколько прискорбный недостаток образованности. Ибо, по его мнению, даже зная Цицерона и на память воспроизводя его афоризмы, человек, несмотря на весь свой природный талант, не может считаться полноценным в своем деле, если произносит их с ошибками. Хотя Берк и являлся «здравым ученым» и обладал «богатой и разнообразной эрудицией», его школьная подготовка оставляла желать лучшего. Разве «полезность и слава мистера Берка и других представителей того же класса, – спрашивает автор, – не расширились и не усилились, если бы вместо несколько несистематической культуры Дублина и Эдинбурга, их, возможно, слишком буйный талант получил более надлежащее воспитание в наших английских школах и университетах?» (Primitiae et Reliquae (Poems by the Marquis Wellesley) // The Quarterly Review. 1840. Vol. 65. N 130. March. P. 527 – 537. P. 530). Очевидно, он считал свой вопрос риторическим и нисколько не сомневался в положительном ответе. Однако мне эта проблема представляется гораздо более сложной и не имеющей однозначного решения. Более того, я склоняюсь к тому, что во многих случаях образование, особенно «неправильное», то есть идущее вразрез с естественными склонностями обучаемого, наносит прямой ущерб, сковывая имеющиеся в нем силы и не прибавляя ничего действенного к уже располагаемым им умениям и навыкам.

Чего недостает?

При поступлении в так называемые творческие вузы абитуриенты проходят специальный конкурс, призванный наглядно продемонстрировать степень их подготовленности к будущей профессии. И в этом есть рациональное зерно. Не всякий человек может быть художником или актером, даже если он тщательно изучил все картины, написанные большими мастерами, или роли, сыгранные звездами театра и кино. Но почему-то считается, что руководителем может стать каждый. Во всяком случае от желающих учиться этому не требуется ничего, кроме определенного – пусть и достаточно высокого – уровня школьного образования. Однако руководить людьми – это не столько ремесло, сколько искусство, и в этом смысле сродни живописи или поэзии. Ему можно помочь раскрыться, но его невозможно привить.

Как человек, который много лет занимался обучением руководителей, в том числе на рабочем месте, знаю по собственному опыту, что большая часть тех, кто на практике занимает руководящие должности – даже на высшем уровне, – не просто не готова к той работе, которая от них требуется, но вообще к ней не предрасположена. Зачастую в них недостает набора тех особых качеств – находчивости, проницательности, эмпатичности, харизмы, магнетизма и др., – без которых трудно себе представить своевременную и точную постановку целей; самостоятельную, но при этом слаженную деятельность отдельных членов коллектива; соблюдение баланса разнородных интересов, приводимых к общему знаменателю. Вот почему многие из выпускников «профильных» вузов становятся клерками или уходят в другие профессии, в то время как «освободившиеся» места занимают те, кто не имеет соответствующего образования, но прошел «естественный отбор».

Но даже среди тех, кто так или иначе остался предан избранной специальности, слишком мало профессионалов в подлинном смысле слова. Не потому, что плохо учились. Они получали на экзаменах хорошие оценки, а у некоторых даже «красные дипломы». Беда лишь в том, что их успехи в учебе лишь весьма косвенно связаны с профессиональной готовностью и во всяком случае никак не предсказывают достижения в предстоящей деятельности.

Так что же – образование вовсе не нужно руководителю или политику?

Нужно, и еще как. Чем лучше человек образован, тем больше у него возможностей достойно выполнять свое дело при прочих равных условиях. Более того, в процессе обучения можно развить имеющиеся навыки и получить знания, необходимые в работе. Наконец, главное – оно позволяет погрузиться в будущую профессию в модельных (упрощенных) условиях, в которых легче отрабатывать поведенческие стереотипы и автоматизмы восприятия и реагирования, без которых невозможна никакая эффективная деятельность. Только предоставляет ли наша реальная образовательная практика такую возможность тому, кто хочет учиться?

Мой ответ: нет.

Вместо заключения:

Что надо менять?

Я не предлагаю вводить творческий конкурс, как в вузах художественной направленности. Этого требовать бессмысленно, когда вузы счастливы получить финансирование, и каждый студент, независимо от его «соразмерности» профессии, вносит в него свою посильную лепту. Не думаю, что существенную помощь может оказать в этом специальное тестирование, хотя само по себе оно было бы весьма полезным как для самих обучаемых, так и для тех, кто собирается их учить. Самое главное – четко понять, чему можно научить, а чему – нельзя.

Обучать можно только ремеслу, то есть тому, что поддается более или менее точному описанию и в значительной степени повторяемо. Его хватает в управленческом деле. Но там оно подчинено искусству, призванному в каждой конкретной ситуации находить уникальное, единственное решение, которое в принципе неповторимо. Его нельзя перенести в таком же виде на задачи, возникающие в иных обстоятельствах. Отсюда понятно, что планомерное и стандартизированное формирование компетенций (умений), как стало модно теперь выражаться, – тем более безотносительно к тому, кто именно выступает предметом образовательной деятельности, – полная утопия.

Разумеется, можно передать обучаемому, да и то лишь в определенном объеме, обусловленном в том числе мерой его восприимчивости, какие-то знания. И это является важнейшей стороной образовательного процесса. Однако они лишь составят концептуальный фон профессионального ума, но мало приблизят его к решению реальных задач, с которыми придется столкнуться в работе. Зато человеку, предрасположенному к тому или иному роду деятельности, можно прививать нужные для нее навыки и развивать те, что имеются у него в зачаточном виде. И именно в этом заключается стержень программы подготовки руководителей.

Таким образом, если отвлечься от общеобразовательной части, ядро обучения руководителей должно состоять из трех компонентов. Прежде всего, оно предполагает перенос центра тяжести с пережевывания давно набившего оскомину материала на обзор, анализ и применение передовых и в особенности новых практик и возможностей их освоения в конкретных условиях отрасли, региона, производственных мощностей и т. д. Этому блоку стоит отвести до 15 процентов учебного времени. Далее – и это главное, – обучение должно иметь ярко выраженную практическую направленность. Речь идет не о том, чтобы сдабривать теоретический материал иллюстрациями из жизни предприятий, учреждений или государственных органов. Не менее сорока процентов общего объема часов следует отвести решению задач, тренингам и деловым играм, где и будут выковываться и оттачиваться те самые навыки, которые составят фундамент профессиональной квалификации. Наконец, трудно эффективно руководить людьми без специальных знаний об их природе и инструментах влияния на них (логика и аргументация, ораторское и переговорное искусство, стрессология, визуальная диагностика и т. д.). Соответствующие курсы также должны строиться в практическом ключе, когда обучаемый не столько слушает то, о чем ему рассказывают, или знакомится с литературой, хотя, естественно, это является необходимой предпосылкой его самостоятельных действий, сколько выполняет задания, приближенные к реальным, а оценка определяется не тем, что он может воспроизвести прочитанное или услышанное, а тем, как с этими заданиями справляется. Доля таких занятий должна доходить до 20 процентов. Стало быть, на все прочее («традиционные» курсы) остается порядка четверти учебных часов. Понятно, что это коренной сдвиг не только в образовательной программе, но и в методах преподавания и самостоятельной работы студентов.

Готовы ли мы к этому?

Однозначно ответить на этот вопрос я не берусь. Признаюсь, что меня тоже гложут большие сомнения. Но уверен, что, если этого не произойдет, отечественная система подготовки руководителей, и без того сильно, если не сказать – трагически, отстающая от тех, на кого принято равняться, окажется просто беспомощной. Разрыв станет безнадежным, а его преодоление – немыслимым.

* О бессмертные боги! Людям невдомек, каким крупным доходом оборачивается бережливость.

Добавить комментарий