Умственная “слепота”

Умственная “слепота” (Корни невосприимчивости к новым идеям)

Есть множество свидетельств тотального сопротивления принципиальным новшествам – как в повседневной жизни, так и в науке. Но каковы корни этого явления? Автор подвергает критическому рассмотрению наиболее значительные объяснения, которые давались ему с конца XIX до начала XXI века. Они разбиваются на четыре группы: 1) своеобразная инерция, присущая людям (Ломброзо, Огберн); 2) индивидуальная установка, подпитываемая социальными и личностными факторами (Беверидж, Гоулд); 3) коллективный механизм, основанный на существующих процедурах и нормах (Кун, Полани, Мертон); и 4) осмысленное отклонение нового ввиду невозможности его совмещения с тем, что уже усвоено (Барбер, Стент). Прослеживая логику последовательного выдвижения этих концепций, автор выявляет внутренний «стержень» их эволюции, который расщепляется на две «ортогональные» оси – характер познающего субъекта и средоточие мотивов, обусловливающих склонность к отторжению нового. Результаты проведенного анализа представляются в виде матрицы, охватывающей каркас предложенных объяснений (индивидуальный субъект – когнитивные мотивы; индивидуальный субъект – экстракогнитивные мотивы; коллективный субъект – экстракогнитивные мотивы; и коллективный субъект – когнитивные мотивы). Показывается, что все они остаются в пределах, определяемых матрицей, тогда как она все больше исчерпывает свой эвристический потенциал. Чтобы решить проблему, необходимо вывести источник влияний за рамки отдельно взятых умов, но при этом не сводить его к внешним (социальным и культурным) силам. Устоявшееся знание каждой эпохи, осваиваясь людьми применительно к выполняемым ими задачам, обеспечивает некоторое единообразие строя мысли, называемого обычно ментальностью. Эта трансперсональная реальность обусловливает концептуальную структуру внутреннего мира субъекта, от которой зависят его устремления, проекции и ожидания в отношении к предмету, с которым он имеет дело. Именно в сфере ментальности и следует искать непосредственные корни невосприимчивости к новому.

Скачать

Добавить комментарий