Oscar Wild
из “Decay of Lying”
(в пересказе А. Э. Петросяна)
Плохое искусство проистекает из возврата к жизни и природе и возведения их в идеал. Жизнь и природу иногда можно использовать как грубое сырье искусства, но, прежде чем они смогут по-настоящему служить искусству, их нужно преобразовать в художественные условности. В тот момент, когда искусство отказывается от своей выдуманной реальности, оно лишается всего. Как метод реализм совершенно несостоятелен, и две вещи, которых каждый художник должен сторониться, – это современность формы и современность содержания.
*
Жизнь подражает искусству гораздо больше, чем искусство подражает жизни. Это проистекает не только из подражательного инстинкта жизни, но и из того, что осмысленное стремление жизни в том, чтобы найти способ выражения, и искусство предоставляет ей прекрасные формы, посредством которых она может воплотить эту энергию.
*
Обманывать, то есть высказывать прекрасную неистину, – это и есть подлинная цель искусства.
*
Чем больше мы изучаем искусство, тем меньше заботимся о природе. Что искусство действительно открывает для нас в природе – это отсутствие плана, чудная неотесанность, чрезмерная монотонность, абсолютно незавершенное состояние… Однако наше счастье, что природа столь несовершенна, так как в противном случае у нас вообще не было бы искусства. Искусство – это наш живой протест, величественная попытка отвести природе подобающее ей место. Что же до бесконечного разнообразия природы – это чистейший вымысел. Его не найти в самой природе. Оно живет в воображении, фантазии или извращенной слепоте человека, глядящего на нее.
*
Мышление – самое нездоровое дело в мире, и люди умирают от него точно так же, как от всякой другой болезни.
*
Природа – это не праматерь, породившая нас. Она сотворена нами… Вещи существуют потому, что мы их видим, и то, что и как мы видим, зависит от искусств, которые влияют на нас. Смотреть на вещь – совсем не то же самое, что видеть ее. Нельзя увидеть что-то, пока не увидишь его красоту.
*
Предмет искусства – это не простая истина, а сложная красота. Само по себе искусство в действительности является способом преувеличения, и отбор, в котором выражается самый дух искусства, – не что иное, как чрезмерное подчеркивание.