Эволюция моделей менеджмента

Эволюция моделей менеджмента (Итоги XX века и прогноз на XXI век) 

Принципиальной основой менеджмента является организационная вовлеченность индивида. Однако ее реальное осмысление началось лишь в конце XIX века. Неудивительно, что история развернутых моделей менеджмента насчитывает не более столетия.

В статье подробно рассматриваются природа и социальные корни каждой из четырех основных моделей менеджмента («научного управления», «человеческих отношений», «социальных систем» и «открытых систем»), сменявших друг друга на протяжении XX века. Если взять общую линию их развития, то она проявляет себя, прежде всего, в переходе от «изоляции» к «социализации» и от «замкнутости» – к «открытости». Естественно, при этом постоянно усиливаются роль и значение коммуникации как фактора, скрепляющего организационную систему и расширяющего ее связи с окружающим миром.

Показывается, что с конца XX века намечаются тенденции, которые высвечивают недостатки и слабости наиболее продвинутой «школы открытых систем». На наших глазах формируются контуры «сциентронного» общества, в основе которого лежит не техника, а непосредственно научный труд. Фундаментальное знание напрямую вторгается в практику. Предпочтение того или иного научного сценария, по существу, выступает в качестве социального предвыбора. В таком обществе мало упреждающих реакций на «зигзаги» внешней среды; надо научиться овладевать ею. Это качественно иная философия менеджмента – не рефлективная, а проективная, направленная на активное вторжение в окружающую реальность и ее приспособление к запросам организации.

Таким образом, осями эволюции моделей менеджмента в XXI веке становятся вектора «технотронность – сциентронность» и «рефлективность – проективность». На их основе автор строит матрицу вероятных моделей, которые будут последовательно сменять друг друга с начала до середины XXI века. При этом не просто формулируются основные характеристики этих моделей, но и указывается их социально-организационная база.

Скачать

Добавить комментарий