ИСТОКИ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ СИМВОЛА

В последнее время резко возрос интерес к проблеме символа. И особое место в дискуссиях принадлежит его природе и тем функциям, которую он выполняет в человеческом творчестве. Однако, несмотря на значительное количество посвященных ему публикаций, вопросы не только не проясняются, но и запутываются еще сильнее. И причиной тому является, по-видимому, недостаточное внимание, уделяемое истокам понятия символа, его предыстории, тому, откуда оно взялось, и какие задачи решало.

При взгляде на сегодняшние трактовки символа иногда возникает впечатление, что они углубляются в прошлое не далее конца XIX – начала XX века, а если и касаются более ранних идей, то воспринимают их не как части связного целого, а как обрывочные догадки или спорадические прозрения, опередившие свое время. Между тем уже во второй половине XVIII века в недрах немецкой классической философии стала складываться первая доктрина символа, наложившая глубокий отпечаток на последующие обсуждения его смысла и предназначения. И без ясного понимания ее сути и вопросов, с которыми она пыталась справиться, трудно рассчитывать на преодоление неразберихи и сумятицы в нынешних представлениях о символе. Чтобы выбраться из клубка противоречий, нужно реконструировать основные положения этой доктрины в их исторической взаимосвязи и преемственности, а также вычленить из нее то, что до сих пор сохраняет свой эвристический потенциал и может послужить ориентиром для новых исследований. Именно это и является целью статьи «Символ в зеркале немецкой классической философии», которая предлагается вниманию читателя.

К статье

Добавить комментарий