ЦЕННОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ПРОБЛЕМА НАУКИ

ЦЕННОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ПРОБЛЕМА НАУКИ

Аннотация

Поскольку критерием ценности результатов в практике управлении наукой руководствуются как одним из ключевых факторов, любые заблуждения и иллюзии, связанные с ним, неизбежно выхолащивают решения по планированию исследований и подведению их итогов. Автор подвергает систематическому анализу способность как отдельных ученых, так и научного сообщества в целом определять ценность научных результатов и выявляет границы этой способности. Показывается, что ученые зачастую выносят ошибочные суждения в отношении как чужих, так и собственных работ, что обусловливается в первом случае поверхностным пониманием предмета, недостаточно широким научным кругозором и неумением устанавливать концептуальные связи между различными элементами и областями знания, к которым во втором случае добавляются узкая фокусировка, вызываемая концептуальной установкой, и личная заинтересованность оценивающего. Что же касается научного сообщества как коллективного субъекта, то на него накладывают ограничения концептуальный горизонт эпохи, «коммунализм» науки как общественного института и социальный характер оценок, производимых от ее имени. Это приводит к тому, что если рядовые исследования, претендующие на незначительную новизну, оцениваются им в целом удовлетворительно, то ценность пионерских, прорывных никогда сразу не признается.

Ключевые слова: ценность, исследование, научное сообщество, оценка результатов, недооценка нового.

Скачать